Устав ГУО "Средняя школа №41 г. Витебска"

УТВЕРЖДЕНО

Приказ начальника отдела по образованию

Витебского городского исполнительного комитета

                                                                 от 16.11.2022    №71

 

УСТАВ

государственного учреждения образования

«Средняя школа № 41 г. Витебска»

(новая редакция)

СТАТУТ

дзяржаўнай установы адукацыi

«Сярэдняя школа № 41 г. Вiцебска»

(новая рэдакцыя)

2022

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  1. Настоящий Устав является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Средняя школа № 41 г. Витебска», зарегистрированного в Едином государственном регистре юридических лиц 20.08.2018 г.  (регистрационный номер – 390400939), соответствующего типу «учреждение общего среднего образования», виду «средняя школа», осуществляющего образовательные программы основного образования, дополнительного образования, специального образования, программы воспитания. Устав разработан в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, другими законодательными актами Республики Беларусь.
  2. Местонахождение Учреждения образования: ул. 4-я Тираспольская, д. 15, г. Витебск, Республика Беларусь, 210034.
  3. Полное наименование Учреждения образования:

Полное наименование Учреждения образования:

на русском языке – государственное учреждение образования «Средняя школа № 41 г. Витебска»;

на белорусском языке – дзяржаўная ўстанова адукацыi «Сярэдняя школа № 41 г. Вiцебска».

Сокращенное наименование Учреждения образования:

на русском языке – средняя школа № 41 г. Витебска; на белорусском языке – сярэдняя школа № 41 г. Вiцебска.

  1. Полномочия учредителя Учреждения образования осуществляет Витебский городской исполнительный комитет.
  2. К исключительной компетенции учредителя относится:

создание, реорганизация и ликвидация Учреждения образования;

формирование, обновление и развитие материально-технической базы учреждения образования;

осуществление иных прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

  1. Имущество Учреждения образования находится в коммунальной собственности города Витебска.
  2. Структурным подразделением учредителя является отдел по образованию Витебского городского исполнительного комитета, который входит в состав системы главного управления по образованию Витебского областного исполнительного комитета.
  3. К исключительной компетенции отдела по образованию Витебского городского исполнительного комитета относится:

утверждение Устава Учреждения образования и изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

определение предмета и целей деятельности Учреждения образования.

  1. Органом государственного управления, уполномоченным собственником, распоряжающимся имуществом Учреждения образования на праве оперативного управления, является отдел по образованию, спорта и туризма администрации Железнодорожного района г. Витебска (далее – Уполномоченный орган).
  2. К компетенции Уполномоченного органа относится:

назначение (освобождение) на должность директора учреждения образования (по согласованию с отделом по образованию Витебского городского исполнительного комитета, главным управлением образования Витебского областного исполнительного комитета), изменение, продление и прекращение с ним трудовых отношений, согласование назначения на должность заместителей директора учреждения образования, продления и прекращения с ними трудовых отношений;

осуществление контроля за обеспечением качества образования и деятельностью Учреждения образования, использованием и сохранностью имущества;

осуществление иных прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, и Положением Уполномоченного органа.

  1. Учреждение образования является некоммерческим учреждением, финансируемым из местного бюджета, иных источников в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  2. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 41 г. Витебска» осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, соответствует заявленному виду  средняя школа, реализует образовательную программу начального образования, образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования и может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения при реализации образовательной программы среднего образования, также может реализовывать, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, программы воспитания направленные на реабилитацию детей, признанных находящимися в социально опасном положении, детей, признанных нуждающимися в государственной защите, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.
  3. Учреждение образования проходит аккредитации на соответствие установленному виду и лицензирование на право осуществлять заявленные программы образования в порядке установленном законодательными актами Республики Беларусь.
  4. Вид Учреждения образования может быть изменен.
  5. Решение об изменении вида Учреждения образования принимается учредителем по собственной инициативе либо по инициативе Учреждения образования при совокупности следующих условий:

обоснования необходимости изменения вида Учреждения образования;

соответствия Учреждения образования критериям заявляемого вида;

согласования с местным исполнительным и распорядительным органом.

  1. Учреждение образования является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать расчетный и иные счета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, иметь печать, штампы, фирменные бланки со своим наименованием и иными реквизитами.
  2. Учреждение образования отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества.
  3. Учреждение образования не может выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.
  4. Учреждение образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс), иными законодательными актами и нормативными документами Республики Беларусь, Уставом и другими локальными документами.
  5. Учреждение образования в установленном законодательством Республики Беларусь порядке осуществляет следующие виды деятельности:

(85310) общее среднее образование;

иные виды деятельности, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

  1. В структуру Учреждения образования входят структурные подразделения: библиотека,  пункт коррекционно-педагогической помощи, социальная психолого-педагогическая служба и при необходимости иные подразделения, деятельность которых осуществляется в порядке, не противоречащем законодательству Республики Беларусь.
  2. В Учреждении образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству Республики Беларусь деятельность религиозных организаций.
  3. Учреждение образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время может взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
  4. Совместно с управлением по труду, занятости и социальной защите Витебского городского исполнительного комитета Учреждение образования осуществляет деятельность по проектам временной занятости учащейся молодёжи.
  5. Учреждение образования, в рамках компетенции, выполняет административные процедуры в соответствии с законодательством Республики Беларусь, рассматривает обращения граждан и юридических лиц и ведет делопроизводство по ним.
  6. Учреждение образования ведет кадровое и архивное дело и делопроизводство, документацию, предоставляет письменную отчетность в органы по образованию, иные государственные органы согласно установленному законодательством порядку и ежегодно утверждаемой номенклатуре дел. Делопроизводство в учреждении образования ведется на русском языке.

Номенклатура дел Учреждения образования на календарный год утверждается директором Учреждения образования.

  1. Порядок пребывания обучающихся и работников в Учреждении образования определяется локальными документами для обучающихся и работников, утверждёнными руководителем Учреждения образования.
  2. Обеспечение питанием обучающихся в Учреждении образования осуществляется в рамках действующего законодательства Республики Беларусь.
  3. Обучающиеся обеспечиваются питанием за счёт средств их законных представителей, средств местного бюджета.
  4. Размер и порядок взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями, порядок предоставления их в бесплатное пользование устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  5. Оказание медицинской помощи обучающимся в Учреждении образования осуществляется государственными территориальными учреждениями здравоохранения.
  6. Учреждение образования осуществляет учёт детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, проживающих в микрорайоне, территориально закрепленном за Учреждением образования решением администрации Железнодорожного района г. Витебска, в порядке, определённом Правительством Республики Беларусь.
  7. Учреждение образования обеспечивает создание безопасных условий при организации образовательного процесса.

 

ГЛАВА 2

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Учреждение образования является некоммерческой организацией, созданной для достижения образовательных целей, и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Учреждение образования выполняет образовательную, интеллектуальную, социальную и культурную функции, направленные на удовлетворение интересов личности, общества и государства, реализует образовательные программы основного и дополнительного образования, программу воспитания, утверждаемые Министерством образования Республики Беларусь.

  1. Предметом деятельности Учреждения образования является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь образовательная деятельность, которая включает в себя получение общего среднего образования, направленного на духовно-нравственное и физическое развитие личности обучающегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
  2. Целями образования являются формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности обучающегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций.
  3. Для выполнения вышеуказанных целей Учреждение образования решает следующие задачи:

реализует образовательные стандарты и программы общего среднего образования;

создаёт условия для интеллектуального, нравственного, эмоционального и физического развития личности, раскрытия её способностей; формирования у обучающихся гуманистических ценностей, творческого мышления; социализации и саморазвития личности обучающегося;

формирует у обучающихся гражданственность, патриотизм и национальное самосознание на основе государственной идеологии; нравственную, эстетическую и экологическую культуру, культуру семейных отношений, навыки здорового образа жизни; 

организовывает социально-педагогическую поддержку обучающихся и оказание им психологической помощи (с согласия их законных представителей), в том числе, обучающихся с особенностями психофизического развития;

организовывает методическую и исследовательскую работу по совершенствованию качества обучения, профессионального мастерства педагогических работников;

 развивает материально-техническую базу Учреждения образования.

 

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Организация образовательного процесса в Учреждении образования при реализации образовательных программ осуществляется в соответствии с Кодексом и иными нормативными правовыми актами в сфере образования.
  2. Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.
  3. Учреждение образования обеспечивает соответствие образования требованиям образовательного стандарта, учебно-программной документации соответствующей образовательной программы.
  4. Образовательный и воспитательный процессы в Учреждении образования основываются на научном и педагогически обоснованном выборе форм, средств, методов обучения и воспитания и могут осуществляться по индивидуальным учебным планам и программам.
  5. Образовательный процесс в Учреждении образования организуется на основе:

принципов государственной политики в сфере образования;

образовательных стандартов;

достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов;

педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;

культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;

современных образовательных и информационных технологий.

  1. Образование в Учреждении образования подразделяется на основное образование и дополнительное образование детей и молодёжи (далее – дополнительное образование).
  2. Основное образование – обучение и воспитание посредством реализации образовательных программ основного образования и воспитания.
  3. Основное образование в Учреждении образования включает следующие ступени:

I ступень – начальное образование (I-IV классы);

II ступень – базовое образование (V-IX классы);

III ступень – среднее образование (X-XI классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

  1. На I ступени образования реализуется образовательная программа начального образования.

Учреждение образования может осуществлять подготовку обучающихся к обучению на I ступени общего среднего образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Начальное образование даёт право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.

  1. На II ступени образования реализуется образовательная программа общего базового образования.

Общее базовое образование даёт право на продолжение обучения на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования.

  1. На III ступени образования реализуется образовательная программа общего среднего образования.

Общее среднее образование даёт право на продолжение обучения на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

  1. На II ступени общего среднего образования может осуществляться изучение учебных предметов на повышенном уровне, а на III ступени профильное обучение, сочетающее изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий. Порядок организации профильного обучения определяется Министерством образования Республики Беларусь.

Перечень учебных предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне на II и III ступенях общего среднего образования, определяется руководителем Учреждения образования по согласованию с Уполномоченным органом в соответствии с учебным планом Учреждения образования.

  1. На II и III ступенях общего среднего образования по желанию обучающихся и их законных представителей в Учреждении образования могут быть организованы классы (группы), обучающиеся которых посещают факультативные занятия различной направленности, занятия по профессиональной подготовке и др.
  2. Организация образовательного процесса в Учреждении образования осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами и учебными программами по учебным предметам, факультативным занятиям, разработанными и утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь.
  3. Учебный план разрабатывается ежегодно на основе Типового учебного плана учреждения общего среднего образования и утверждается директором по согласованию с Уполномоченным органом.
  4. Для одарённых и талантливых обучающихся, на основании заявления законных представителей обучающихся, решения педагогического совета может быть организовано обучение по индивидуальному учебному плану. Индивидуальные учебные планы разрабатываются на основе учебного плана Учреждения образования и утверждаются директором.
  5. Языком обучения и воспитания в учреждении образования является русский.
  6.  Изучение белорусского и русского языка, а так же одного иностранного обучающимися является обязательным. Изучаемый иностранный язык английский.

Требования к содержанию программы специального образования на уровне общего среднего определятся в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

От изучения белорусского языка могут быть освобождены обучающиеся, которые являются иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающие и (или) временно проживающие в Республике Беларусь. Порядок изучения белорусского языка иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими и (или) временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.

  1. Форма получения образования в Учреждении образования – очная.
  2. Для обучающихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Учреждение образования, создаются условия для получения общего среднего образования на дому. Решение о получении общего среднего образования на дому принимается Уполномоченным органом на основании заявления законных представителей обучающихся и заключения врачебно-консультационной комиссии.
  3. Образовательный процесс в Учреждении образования организуется по учебным годам. Продолжительность и структура учебного года определяются Министерством образования Республики Беларусь.
  4. Для обучающихся устанавливаются каникулы, сроки (общая продолжительность) которых определяются Министерством образования Республики Беларусь.
  5. Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме, определённом законодательством Республики Беларусь.
  6. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования в Учреждении образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие, практические и лабораторные работы, производственное обучение (практика). Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, учебно-полевые сборы, общественно-полезный труд, часы организационно-воспитательной работы.
  7.  Расписание учебных занятий составляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и утверждается директором Учреждения образования по согласованию с первичной профсоюзной организацией учреждения образования.
  8. Длительность учебного занятия определяется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
  9. Учебные занятия в Учреждении образования организованы  в две смены в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
  10. Образовательный процесс осуществляется в классах, в том числе в классах интегрированного обучения и воспитания, группах или индивидуально, в случаях и порядке, определяемых нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь.
  11. Наполняемость классов (групп), в том числе интегрированного обучения и воспитания, устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  12. Обучающиеся, с учётом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, способностей, желаний и состояния здоровья могут посещать факультативные занятия по учебным предметам в пределах количества часов, предусмотренных на проведение факультативных занятий учебным планом Учреждения образования.
  13. Факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, спортивной и иной направленности.
  14. Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения учебных занятий. Факультативные занятия могут проводиться в шестой школьный день на II и III ступени общего среднего образования.
  15. Расписание факультативных занятий составляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и утверждается директором Учреждения образования по согласованию с первичной профсоюзной организацией учреждения образования.
  16. Длительность факультативных занятий определяется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
  17. В Учреждении образования могут открываться группы продлённого дня для обучающихся I-IX классов (с учётом возможности Учреждения образования) в соответствии с Положением, утверждённым Министерством образования Республики Беларусь.
  18. Обучающиеся Учреждения образования при освоении содержания образовательных программ проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию, порядок и сроки их проведения, а также выдача соответствующих документов об образовании (справок об обучении) определяются законодательством Республики Беларусь.

Порядок аттестации в порядке экстерната регулируется законодательством Республики Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.

  1. Приём лиц для зачисления в I-XI классы Учреждения образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в сроки, определяемые Министерством образования Республики Беларусь, в соответствии с контрольными цифрами приёма (I,V,X классы), которые ежегодно устанавливаются администрацией Железнодорожного района г. Витебска.
  2. Решение о зачислении лиц в Учреждение образования для обучения оформляется приказом директора в соответствии с законодательством Республики Беларусь и доводится до сведения законных представителей.
  3. Первоочередным правом зачисления в Учреждение образования имеют лица, проживающие на территории, за которой закреплено Учреждение образования. В приеме лицу, проживающему на закрепленной территории, может быть отказано только по причине отсутствия в Учреждении образования свободного места.

В случае отсутствия свободного места лицо, законный представитель несовершеннолетнего лица, проживающие на территории, за которой закреплено Учреждение образования, обращаются в иное учреждение образования или отдел по образованию, спорта и туризма администрации Железнодорожного района города Витебска.

  1. Несовершеннолетние, которые не проживают на территории, закреплённой за Учреждением образования, могут быть зачислены при наличии свободных учебных мест в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
  2. Образовательный процесс при реализации программы дополнительного образования в Учреждении образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Данный процесс может осуществляться в объединениях по интересам или индивидуально.

  1. Объединения по интересам создаются из числа обучающихся Учреждения образования на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности. Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными. Объединения по интересам могут создаваться для работы с переменным составом обучающихся.
  2. В Учреждении образования могут создаваться классы совместного обучения и воспитания, а при организации интегрированного обучения и воспитания – специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания в порядке определяемом законодательством Республики Беларусь.
  3. Воспитание в Учреждении образования основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
  4. В Учреждении образования реализуется программа воспитания, которая разрабатывается сроком на пять лет на основе соответствующей комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи разработанной на районном уровне на основе Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
  5. Основными составляющими воспитания в Учреждении образования являются:

идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся знаний основ государственной идеологии, привитие подрастающему поколению общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;

духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающихся к общечеловеческим и гуманистическим ценностям, формирование нравственной культуры;

эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

воспитание психологической культуры, направленное на развитие, саморазвитие и самореализацию личности обучающихся;

воспитание физической культуры, физическое совершенствование;

формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни, осознания значимости здоровья как ценности и важности его сохранения;

семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей, осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в соответствии с традиционными ценностями белорусского общества;

трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимися труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;

воспитание, направленное на формирование у обучающихся бережного отношения к окружающей среде и природопользованию;

воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающихся безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время;

поликультурное воспитание, направленное на формирование у обучающихся толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий;

экономическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся экономической культуры личности.

  1. Воспитательную работу в классах осуществляют все педагогические работники, в том числе     классные руководителя    в соответствии  с  локальными документами Учреждения образования. 
  2. Учреждение образования обеспечивает в воспитательной работе системность и единство педагогических требований с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, создаёт условия для развития творческих, интеллектуальных, спортивных способностей обучающихся, вовлекает их в различные виды социально значимой деятельности.

 

ГЛАВА 4

СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

  1. К субъектам образовательных отношений относятся учреждение образования, обучающиеся, законные представители обучающихся, педагогические и иные работники учреждения образования.
  2.  Права и обязанности Учреждения образования:

Учреждение образования имеет право:

осуществлять образовательную деятельность;

формировать структуру и штатное расписание;

осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;

осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;

входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;

иметь иные права в соответствии с актами законодательства и настоящим Уставом.

  1. Учреждение образования обязано обеспечивать:

качество образования;

разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка Учреждения образования;

моральное и материальное стимулирование педагогических и иных работников Учреждения образования;

меры социальной защиты обучающихся;

создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи;

ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в Учреждение образования со свидетельством о государственной регистрации, настоящим Уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а по их требованию  и с учебно-программной документацией;

содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.

  1. Учреждение образования исполняет иные обязанности, установленные законодательством и настоящим Уставом.
  2. Права и обязанности обучающихся:

Обучающиеся имеет право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами общего среднего образования;

создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

получение дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с Кодексом и в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

уважение своего человеческого достоинства, защиту от применения физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения;

охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

пользование учебниками (учебными пособиями) в соответствии с законодательством;

бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой учреждения образования;

участие в управлении Учреждением образования в соответствии с Уставом;

отдых на переменах, организацию досуговой деятельности во время каникул;

создание благоприятных условий для самообразования;

объективную оценку знаний;

сохранение места в Учреждении образования в случае направления для обучения и лечения в санаторную школу-интернат;

обучение на уроках физической культуры и здоровья в соответствии с группой здоровья;

посещение стимулирующих и (или) поддерживающих занятий;

выбор факультативных занятий в пределах установленного учебным планом Учреждения образования количества часов факультативных занятий и с учетом максимально допустимой нагрузки на одного обучающегося, установленной специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования;

изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в соответствии с учебным планом Учреждения образования;

получение дополнительных образовательных услуг (в том числе платных) из числа услуг, оказываемых Учреждением образования;

получение горячего питания в порядке, определенном законодательством;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных мероприятиях;

поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;

получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи;

участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

участие в органах ученического самоуправления в Учреждении образования;

защиту от любых противоправных посягательств;

неприкосновенность личности.

  1. Иные права обучающихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом, а также локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования.
  2. Обязанности обучающихся:

соблюдать Устав, выполнять решения Педагогического совета Учреждения образования, иных органов самоуправления Учреждения образования, Правила, требования руководства и педагогических работников;

уважать честь и достоинство всех участников образовательного процесса, работников Учреждения образования;

находиться в Учреждении образования в течение времени, предусмотренного расписанием занятий (учебных, факультативных, объединений по интересам, иных);

покидать территорию Учреждения образования во время занятий только с разрешения классного руководителя (дежурного члена руководства);

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания учебных программ по учебным предметам, программ воспитания, своевременно и качественно выполнять домашние задания, общественные поручения;

посещать классные и информационные часы;

участвовать в мероприятиях общественно полезного труда;

решать спорные и конфликтные вопросы на принципах взаимного уважения, с учетом мнения всех (других) участников спора, при необходимости обращаться за помощью к учителю, классному руководителю, специалистам социально-педагогической и психологической службы, руководству Учреждения образования;

бережно относиться к имуществу Учреждения образования, поддерживать чистоту и порядок в учреждении образования и на его территории; бережно относиться к энергоресурсам, беречь тепло, электричество, воду;

заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию, самосовершенствованию;

немедленно сообщать учителю (классному руководителю) или дежурному учителю (члену руководства) о получении микротравмы, травмы или ухудшении общего состояния своего здоровья на уроках, занятиях или при проведении мероприятий (внеклассных, внешкольных, спортивно-массовых, общественно полезного труда);

заблаговременно (накануне или за несколько дней) сообщать классному руководителю о планируемом посещении организации здравоохранения; в экстренных (незапланированных) случаях отсутствия на уроках незамедлительно сообщать классному руководителю о факте и причине своего отсутствия;

размещать устройство связи, интернет-связи перед началом учебных занятий в специально отведенных местах;

соблюдать деловой стиль одежды;

использовать одежду для занятий физической культурой согласно санитарным нормам, специальную одежду на уроках трудового обучения, мероприятиях общественно полезного труда;

иметь на уроках необходимые учебные принадлежности;

иметь аккуратно и разборчиво подписанные рабочие тетради и тетради для контрольных работ по предметам;

аккуратно и разборчиво записывать в дневник расписание уроков на неделю вперед, в конце каждого урока – домашнее задание;

еженедельно сдавать дневник на проверку классному руководителю;

предоставлять дневник по первому требованию педагогического работника учреждения образования;

соблюдать правила поведения в библиотеке и правила пользования библиотечным фондом.

Иные обязанности обучающихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования.

  1. Обучающимся в Учреждении образования и на его территории категорически запрещается:

не выполнять требования педагогических работников;

курить, употреблять алкогольные (слабоалкогольные) напитки и пиво, токсические и наркотические вещества, использовать нецензурные выражения, опаздывать на учебные занятия без уважительных причин, наносить ущерб имуществу Учреждения образования и других лиц;

приносить огнестрельное оружие любого вида, газовое оружие, боеприпасы любого вида или взрывчатые вещества (либо их имитаторы или муляжи), холодное оружие, колющие, рубящие, режущие предметы (либо их имитаторы или муляжи), химические, ядовитые, огнеопасные вещества, табачные изделия, электронные системы курения, жидкости для электронных систем курения, системы для потребления табака, спички, зажигалки, алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества и препараты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих, а также принадлежности для азартных игр;

нарушать дисциплину в ходе образовательного процесса,  применять физическую силу и оскорбления в отношении других его участников;

пропускать занятия без уважительных причин и своевременного информирования классного руководителя либо дежурного администратора с последующим предъявлением соответствующего документа классному руководителю;

пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов;

пропагандировать, хранить и распространять посредством мобильной, интернет-связи информацию, содержащую жестокость, насилие;

проводить съемки во время проведения учебных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий без разрешения администрации, классного руководителя, учителя-предметника;

разговаривать во время учебных занятий, выкрикивать нецензурные слова и выражения, отвлекаться самому и отвлекать других обучающихся, мешать проведению учебного занятия;

употреблять во время  учебных занятий пищу и напитки;

пересаживаться за другую парту без разрешения учителя;

в учебниках делать какие-либо записи, рисовать, вырывать из них страницы;

во время учебных занятий и перерывов между ними играть в азартные игры, проводить операции спекулятивного характера;

покидать Учреждение образования до окончания учебных занятий без согласования с классным руководителем и (или) руководством Учреждения.

  1. В качестве поощрения к обучающимся могут применяться следующие меры:

объявление благодарности;

награждение грамотой;

награждение ценным подарком;

занесение на доску Почета Учреждения образования;

написание листа благодарности законным представителям несовершеннолетнего обучающегося;

иные меры.

  1. Поощрение объявляется приказом руководителя Учреждения образования. Выписка из приказа хранится в личном деле обучающегося.
  2. За совершение обучающимися дисциплинарного проступка (в том числе неоднократное нарушение устава и правил для обучающихся учреждения образования) устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему следующих мер дисциплинарного взыскания:

замечание;

выговор;

отчисление.

  1. Досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) как мера дисциплинарного взыскания не применяется к обучающемуся, не достигшему восемнадцати лет и не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования.
  2. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю Учреждения образования.
  3. Основные права и обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся.

Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией Учреждения образования;

защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся;

иные права, которые устанавливаются учредительными документами и иными локальными правовыми актами Учреждений образования в соответствии с актами законодательства.

Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, укрепления здоровья обучающихся, законными представителями которых они являются, и подготовки их к самостоятельной жизни в семье и обществе;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

сопровождать обучающихся, законными представителями которых они являются, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами;

обеспечивать выполнение обучающимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся;

иные обязанности, которые устанавливаются учредительными документами и иными локальными правовыми актами Учреждений образования в соответствии с актами законодательства.

  1. К работникам Учреждения образования относятся педагогические работники, административно-хозяйственные, технические, учебно-вспомогательные работники и обслуживающий персонал.
  2. Основные права и обязанности педагогических работников:

В своей деятельности педагогические работники руководствуются Этическими правилами педагогических работников учреждений образования Республики Беларусь.

Педагогические работники имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;

участие в научной, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;

участие в управлении Учреждением образования;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы. Порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, определяются Министерством образования.

Иные права педагогических работников устанавливаются законодательством, настоящим Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования, а также трудовыми договорами (контрактами).

Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся;

обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Иные обязанности педагогических работников устанавливаются законодательством, настоящим Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения образования, а также их трудовыми или гражданско-правовыми договорами.

Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству.

  1. В целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений в случае возникновения конфликта интересов педагогического работника в Учреждении образования создается Комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника.
  2. Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника является обязательным для всех участников образовательных отношений в Учреждении образования и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.
  3. Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника может быть обжаловано в вышестоящий орган в течение одного месяца после получения копии решения комиссии. Решение комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника после обжалования в вышестоящий орган  может быть обжаловано в суд.
  4. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по разрешению конфликта интересов педагогического работника и их исполнения устанавливается законодательными актами Республики Беларусь.
  5. К иным работникам Учреждений образования относятся работники, не являющиеся педагогическими.
  6. Права и обязанности иных работников Учреждения образования устанавливаются актами законодательства, локальными правовыми актами Учреждений образования, заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами).

 

ГЛАВА 5

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

  1. Управление Учреждением образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, настоящим Уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
  2. Непосредственное руководство Учреждением образования осуществляет директор.
  3. Директор Учреждения образования:

действует от имени Учреждения образования без доверенности и несёт ответственность за результаты своей деятельности, обеспечение охраны прав, жизни и здоровья обучающихся, условий труда всех работников в процессе деятельности Учреждения образования;

осуществляет руководство деятельностью Учреждения образования;

осуществляет назначение (освобождение) на должность, заместителей директора по учебной и воспитательной работе (по согласованию с уполномоченным органом), приём (увольнение) педагогических работников, заключение, изменение и прекращение с ними трудовых договоров (контрактов), приём (увольнение) работников хозяйственного, технического, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала (далее – иные работники), заключает с ними трудовые договоры (контракты);

издаёт приказы обязательные для исполнения участниками образовательного процесса, иными работниками Учреждения образования, заключает договоры и осуществляет иную деятельность в пределах своей компетенции;

утверждает штатное расписание, должностные и рабочие инструкции педагогических и иных работников Учреждения образования, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

управляет образовательным процессом, методической работой;

совместно с членами руководства и по согласованию с первичной профсоюзной организацией распределяет педагогическую нагрузку работникам;

осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

  1. Руководитель Учреждения образования в деятельности по управлению этим Учреждением образования взаимодействует с органами самоуправления учреждения образования.
  2. В Учреждении образования созданы органы самоуправления: педагогический совет, попечительский совет, которые формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  3. В Учреждении образования могут создаваться иные органы самоуправления, действующие на основании соответствующих Положений, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 8

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ РАБОТНИКОВ

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Трудовые отношения работников Учреждения образования регулируются трудовым законодательством Республики Беларусь, Коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
  2. Основными документами, регламентирующими вопросы организации труда работников Учреждения образования, являются правила внутреннего трудового распорядка, должностные и рабочие инструкции, трудовые договоры (контракты).
  3. Локальные документы Учреждения образования утверждаются директором в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
  4. Оплата труда педагогических и иных работников Учреждения образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действующими Положениями о премировании, надбавках и материальной помощи, в соответствии с Коллективным договором.
  5. Аттестация педагогических работников Учреждения образования осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
  6. Руководство Учреждения образования признаёт создаваемый в трудовом коллективе законными представителями организации трудящихся Учреждения образования профсоюзный орган, включая профсоюзный комитет, вступает с ним в переговоры, заключает Коллективный договор, иные соглашения.
  7. Для обеспечения своей уставной деятельности Учреждение образования нанимает персонал сотрудников следующих категорий: педагогический, административно-хозяйственный, технический, учебно-вспомогательный и обслуживающий.

 

ГЛАВА 7

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Финансирование Учреждения образования осуществляется за счёт средств бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических и физических лиц и иных источников, не запрещённых законодательством Республики Беларусь.
  2. Финансирование Учреждения образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
  3. Учреждение образования распоряжается денежными средствами, полученными Учреждением образования от приносящей доходы деятельности.
  4. Денежные средства, находящиеся в распоряжении Попечительского совета Учреждения образования, формируются из добровольных перечислений (взносов) физических лиц, зачисляемых на текущий расчетный счёт по учёту внебюджетных средств. Денежные средства используются по целевому назначению в соответствии с решением Попечительского совета, согласованным с руководителем Учреждения образования.
  5. Оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счёт средств бюджета.
  6. Все средства Учреждения образования используются согласно утверждённым в установленном порядке сметам расходов. Порядок использования бюджетных и внебюджетных средств определяется законодательством Республики Беларусь.
  7. Материально-техническую базу Учреждения образования составляют: трехэтажное здание площадью 6,062 м<sup>2</sup>, земельный участок 2,2474 га, оборудование, основные фонды и оборотные средства, а также иное имущество, стоимость которого отражается на самостоятельном балансе Учреждения образования.

 

ГЛАВА 8

КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Контроль за обеспечением качества образования и деятельностью Учреждения образования, его порядок и периодичность осуществляется государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  2. Самоконтроль за обеспечением качества образования – комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности, осуществляемый Учреждением образования.
  3. Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяются руководителем учреждения образования, в соответствии законодательством Республики Беларусь.
  4. Учреждение образования осуществляет оперативный учёт результатов деятельности по всем направлениям, представляет статистическую отчётность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также информацию о результатах деятельности Учреждения образования по запросу уполномоченных органов.
  5. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 9

ЛИКВИДАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Реорганизация Учреждения образования может быть произведена по решению учредителя в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
  2. Решения о ликвидации Учреждения образования принимается Учредителем на основании оценки последствий принятия такого решения с учетом количества лиц, подлежащих обучению и воспитанию на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.
  3. В случае прекращения деятельности Учреждения образования, учредитель принимает меры по переводу обучающихся с согласия законных представителей, обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 10

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ

  1. Изменения и дополнения в настоящий Устав вносятся после их  утверждения приказом отдела по образованию Витебского городского исполнительного комитета, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/