Страничка психолога

НАСИЛИЕ: КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ЗАЩИТОЙ И ПОМОЩЬЮ

развернуть

НАСИЛИЕ: КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ЗАЩИТОЙ И ПОМОЩЬЮ

 

За защитой ребенка в ситуации насилия или эксплуатации несовершеннолетний, его законные представители могут обратиться:

  • в органы внутренних дел (милицию), Следственный комитет Республики Беларусь, органы прокуратуры;
  • к руководителю, педагогу, педагогу-психологу, педагогу социальному учреждения образования;
  • к медицинскому работнику организации здравоохранения.

За помощью ребенку, его близким в ситуации насилия или эксплуатации можно обращаться:

  • в районные социально-педагогические центры по месту жительства

Государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр Железнодорожного района г. Витебска», адрес: 210001, г. Витебск, ул. Некрасова, 9А, телефон: +375212-480244, e-mail: spc_zd@otdelobr.by;

Государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр Первомайского района г. Витебска», адрес: 210002, г. Витебск, ул. 1-я Пролетарская, 16, телефон: +375212-482170, e-mail: spc@pervroo-vitebsk.gov.by;

Государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр Октябрьского района г. Витебска», адрес: 210029, г. Витебск, ул. Смоленская, 9, телефон: +375212-370375, e-mail: spc@oktvitebsk.by;

  • в территориальные центры социального обслуживания населения по месту жительства

Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска», адрес: 210001, г. Витебск, ул. Космонавтов, 5а, телефон: +375212-661500, e-mail: info@vittcson.by;

Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска», адрес: 210002, г. Витебск, ул. 1-ая Пролетарская, 20, телефон: +375212-373630, 371229, e-mail: vitebsk.perv.r-tc@mintrud.by или info@tcson-help.by.

Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Витебска», адрес: 210029, г. Витебск, ул. Смоленская, 9, телефон: +375212-378954, e-mail: vitebsk.okt@tcson.by, телефон «ДОВЕРИЯ» +375212-632000 (8:00-17:00), горячая линия +375212-235971.

  • центр дружественного отношения к подросткам на базе Витебского областного детского клинического центра по адресу: г. Витебск, ул. Чкалова, 14, телефон +375212-372450;
  • телефон доверия Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии +375212-616060 круглосуточно;
  • информационный ресурс www.kids.pomogut.by круглосуточно;
  • Республиканский центр психологической помощи г. Минск, телефон: +375173001006;
  • Государственное учреждение «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» г. Минск, телефон: +375173173232, +375293673232 («A1»), +375336033232 («МТС»);
  • Учреждение здравоохранения «Минский городской клинический центр детской психиатрии и психотерапии» г. Минск, телефон +375173208871;
  • республиканская телефонная «Горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию, телефон 88011001611;
  • телефон экстренной психологической помощи для детей и подростков +375172630303;
  • посредством анонимной бесплатной консультации психолога для подростков (с 14 до 19 лет) на онлайн-платформе talk2ok@by;
  • и др.

 

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОЕ ЗДОРОВЬЕ!

ПОМНИТЕ О СВОЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ!!!

свернуть

НАСИЛИЕ: ПРИЧИНЫ И ВИДЫ

развернуть

НАСИЛИЕ: ПРИЧИНЫ, ВИДЫ

 

Насилие над детьми является распространенным явлением в современном мире.

К сожалению, несмотря на то, что преодолению этой проблемы уделяется большое внимание, случаев насилия в отношении несовершеннолетних не становится меньше.

Наряду домашним и иным насилием над детьми, особую актуальность для белорусского общества имеют сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних, а также их сексуальная эксплуатация, которая может как сопутствовать сексуальному насилию, так и совершаться отдельно от него.

Решением задач предупреждения и преодоления этих негативных явлений занимаются представители правоохранительных органов, медики, юристы, социальные работники, педагоги, психологи и другие специалисты.

Вместе с тем основной чертой насилия, особенно сексуального, и эксплуатации отношении несовершеннолетних, затрудняющей их предупреждение, выявление и пресечение, остается высокая латентность (несообщение о преступлении жертвой, ее законным представителем, иным осведомленным лицом, его сокрытие).

Причины этого бывают:

психофизическими – когда потерпевший не воспринимает происходящее как преступление либо не способен надлежащим образом реагировать соответственно, сообщить о нем куда-либо в силу своего возраста либо психофизического состояния (например, особенностей психического развития);

индивидуально-психологическими – стыд, боязнь наказания и (или) огласки со стороны жертвы или ее законного представителя: вследствие применяемых преступником к жертве шантажа, угроз, искусственно сформированного «комплекса вины», иных психологических манипуляций; устойчивая психологическая, материальная или иная зависимость жертвы, ее законного представителя от преступника (например, когда это один из родителей); осознанное нежелание жертвы, ее законных представителей участвовать в уголовном процессе и др.;

социальными – низкий уровень правосознания и осведомленности общества и отдельных граждан по проблематике сексуального насилия и эксплуатации в отношении детей, вовлеченности в борьбу с ней; социальное и (или) семейное неблагополучие и т.д.;

цифровыми (перемещение действий, направленных на насилие и эксплуатацию в отношении детей, в виртуальное пространство;

и др.

Для эффективной борьбы с насилием и эксплуатацией в отношении детей важно владеть понятийным аппаратом в данной сфере.

В словаре С.И. Ожегова насилие в общем смысле истолковано как «принуждение, давление, нажим, применение физическом силы; принудительное воздействие на кого-либо: притеснение, беззаконие».

Насилие над ребенком - это любое неслучайное поведение взрослых или других детей/подростков, выходящее за пределы норм поведения и/или несущее значительный риск физического или психологического ущерба ребенку. Такое поведение может быть намеренным или ненамеренным и включать в себя как акты действия (насилие), так и бездействия (пренебрежение).

Выделяют следующие основные виды насилия в отношении детей:

  • физическое - неслучайное (преднамеренное) использование физической силы в отношении ребенка, которое приводит или с большой долей вероятности может привести к ущербу для его здоровья, жизни, развития и человеческого достоинства. Физическое насилие может включать такие действия, как побои, пинки, царапины, толчки, пощечины, хватание, укусы, удушение, ошпаривание, ожоги, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами и т.д.;
  • психологическое (эмоциональное) – длительное, или периодическое психологическое воздействие, которое выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Включает словесные оскорбления, унижение достоинства, открытое неприятие, враждебность, постоянную критику чувств, мнений, убеждений, действий; шантаж, угрозы, предъявление требований, соответствующих возрасту и возможностям, преднамеренную физическую или социальную изоляцию ребенка и др. Единичный случай не является психологическим насилием. Для этого вида насилия характерно формирование климата, и важным компонентом для выявления психологического (эмоционального) насилия является систематический, повторяющийся характер. Эмоциональное насилие может быть намеренным или неосознанным, но это всегда длящееся поведение.;
  • пренебрежение нуждами ребенка – оставление его без присмотра и защиты, отсутствие должного обеспечения основных потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи (неоказание или несвоевременное обеспечение медицинской помощи;
  • сексуальное – использование ребенка другим лицом для получения сексуального удовлетворения, а равно вовлечение ребенка в сексуальную активность, значения которой он в полной мере не понимает и не может дать на нее осознанного согласия, которая не соответствует уровню его развития и (или) нарушает законы и социальные запреты общества.

Несовершеннолетние могут подвергаться насилию со стороны как взрослых, так и других детей или подростков.

Сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего является наиболее специфичным видом насилия и также подразделяется на виды, бывая:

  • физическим, то есть сопровождающимся физическим воздействием;
  • интеллектуальным (психологическим), то есть не сопровождающимся физическим воздействием.

Под эксплуатацией в общем смысле понимается незаконное принуждение человека к работе или оказанию услуг (в том числе к действиям сексуального характера, суррогатному материнству, забору у человека органов и (или) тканей) в случае, если он по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ или оказания услуг, включая рабство или обычаи, сходные с рабством.

Сексуальная эксплуатация подразумевает выполнение несовершеннолетним работ или оказание услуг сексуального характера - занятие проституцией, участие (позирование) при изготовлении порнографии (в том числе самостоятельное изготовление своих порноизображений по просьбе или требованию преступника) и т.п.

Применительно к ребенку эксплуатация, как и сексуальное насилие, может сопровождаться как прямым принуждением, так и «мнимой добровольностью», обусловленной несовершеннолетним возрастом потерпевшего(-ей).

Предупреждение и преодоление проблемы насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних в нашем обществе имеет чрезвычайно важное значение в силу наименьшей защищенности детей и подростков.

Насилие, пережитое в детстве, является серьезным травмирующим событием, которое может оказывать значительное негативное влияние на поведение и благополучие человека на протяжении всей его жизни. Например, последствиями насилия могут стать низкая самооценка, неуверенность в себе и своих силах, чувство неполноценности, постоянные приступы беспокойства, тревожные состояния, недоверие к людям, трудности со сверстниками и взрослыми и другие негативные проявления. То же самое может повлечь и эксплуатация ребенка.

Никто не имеет права совершать насилие над другим человеком эксплуатировать его. Любые насильственные действия запрещены законом и наказываются административным и уголовным наказанием. Поэтому каждый несовершеннолетний имеет право на защиту от насилия и эксплуатации.

Существует целый ряд нормативных правовых актов и иных документов, которые обеспечивают защиту ребенка от насилия и эксплуатации:

  • Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах ребенка»;
  • Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»;
  • Закон Республики Беларусь «О противодействии торговле людьми»;
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь;
  • и др.
свернуть

Необходимость воспитания толерантного отношения к детям с ОПФР

развернуть

Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери

Понятие «толерантность» в последнее время стало общеупотребительным. Это слово применимо к различным аспектам жизни человека. Оно характеризует и отношение к себе, и общение с людьми, и взаимодействие с окружающим миром. И нам, взрослым, очень важно уметь взвешивать каждое слово, продумывать каждый свой поступок, воспитывая в подрастающем поколении доброту, любовь и терпение.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  • в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно, если человек, который находится рядом чем-то отличается от тебя, имеет особенности психофизического развития.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

  А так же проблема негативного отношения к детям с ОПФР со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ОПФР.

В процессе совместного обуче­ния актуальны положительные вза­имоотношения не только между учи­телем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая на­полняемость класса. Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуж­дения и формированию эмоцио­нальной культуры детей. Хочется на­помнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситу­аций, прохладных отношений, про­явление безразличия и высокоме­рия, чем потом их исправлять.

Толерантное отношение сверстников к детям с ОПФР.

      В современном образовательном пространстве интеграция признана наиболее развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с ОПФР, но и здоровых детей. Интеграция дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Между тем, далеко не все участники образовательного процесса сегодня, готовы принять ребенка с ОПФР. Эта неготовность имеет не только материально-техническую основу, но психологическую, морально – этическую.

Рекомендуется для здоровых детей проводить беседы, игры, помогающие им осознать, что такой ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научи­ли его играть, общаться.

 Аккуратный внешний вид «особого» ребенка, его чистота и опрятность вызывают симпатию у нормально развивающихся детей, желание с ним взаимодействовать, поэтому педагогу рекомендуется формировать у ребенка привычку быть опрятным, носить чистую одежду и приучать осуществлять контроль за своим внешним видом. Данное требование достигается систематичес­ким руководством со стороны педагога и единой системой требований в школе и семье.

Учащиеся с особенностями в развитии испытывают потреб­ность в позитивном отношении как со стороны взрослых, так и со стороны детей, поэтому педагогу необходимо более внимательно, искренне, доброжелательно относиться к ним.

В классе для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствие, разнообразные контакты с другими детьми.

 

Преимущества совместного общения детей с ОПФР и здоровых детей.

  Как для детей с ОПФР, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

психологического характера:

- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;

медицинского характера:

- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

Рекомендации для родителей нормально развиваю­щихся сверстников:

  • Сформировать адекватные установки в отношении особого ребенка.
  • Смотреть на него как на человека с определенным потенциалом.
  • Принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями.

Каждый ребёнок хочет быть счастливым, в том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической среды, в которой живёт и растёт, когда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.

свернуть

Рекомендации родителям по адаптации первоклассников к школе

развернуть

 

Рекомендации родителям

· Помогайте детям в овладении вербальными и невербальными средствами общения, воспитывать эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации осуществления совместной деятельности.

· Следите за соблюдением ребенком режима дня. Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье.

· Развивайте внутреннюю мотивацию детей:

    · Предоставьте ребенку свободу выбора

    · Максимально возможно снимите внешний контроль

    · Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения

    · При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

    · Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!». Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок, в каком то, виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

    · Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

· Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

· Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

· Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

· Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

· Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

· Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

· Не добивайтесь успеха силой.

· Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.

·  Признавайте право ребенка на ошибки.

· Помните, ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

· Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

 

 

1. Развивайте внутреннюю мотивацию детей:

· Предоставьте ребенку свободу выбора

· Максимально возможно снимите внешний контроль

· Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения

· При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

· Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!». Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если ребенок, в каком то, виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

· Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

2. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

3. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

4. Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

5. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

6. Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

7. Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

8. Не добивайтесь успеха силой.

9. Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.

10. Признавайте право ребенка на ошибки.

11. Помните, ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

12. Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

свернуть

Рекомендации родителям по воспитанию приемных детей

развернуть

1.    Очень важно сразу же установить принятые в семье «правила игры». Например: «у нас в доме не кричат, не ругаются», «говорят «спасибо» и «пожалуйста», если что-то просят, без спросу ничего не берут, заботятся друг о друге и т.п.

2.    Акцентируйте внимание на каких-то особо примечательных для вашей семьи ценностях, чтобы потом вдруг не оказалось, что разбита любимая ваза, оставшаяся от прабабушки. Расскажите ребенку об этой вазе ненароком, о ценности ее для вашей семейной истории, «включите» его, таким образом, в свою семью, дайте ему тем самым понять, что вы его не считаете чужим и доверяете ему семейные «секреты» и традиции.

3.    Не ленитесь повторять – убери носки, сложи аккуратно свою одежду, помой руки и т.д. и т.п. У многих детей и таких элементарных навыков нет.

4.    Ребенка можно вовлекать в дела семьи, особенно если он сам изъявляет желание, не говорить, что тебе это рано или ты этого не сумеешь сделать. Пусть попробует, а в случае затруднений поддержать его, помочь справиться с трудностями. Очень хорошо сразу договориться о каких-то мелких обязанностях по дому, которые возлагаются на ребенка («у нас в семье у каждого есть обязанности!»).

Но при этом многому детей надо учить – и стирать (часто они вещи просто сдают на прачечную), и зашивать, и гвозди забивать (для этого в учреждении имеются плотник и др. персонал).

Делаете что-то по дому – привлекайте его ко всему: готовите обед – пусть он что-то поднесет, порежет, убираетесь в квартире – пусть протрет пыль на полочках и т.д. Не следует принуждать или заставлять обязательно сделать что-то. Новым навыкам надо обучать маленькими порциями, ежедневно напоминать о том, что нужно сделать.

Дети себя неслучайно так ведут. У ребенка уже нет привычных границ и правил поведения, они исчезли, а о новых ему еще не рассказали, и он пытается понять, как будет окружение, в которое он попал, реагировать на его самые разные поведенческие реакции. Это совершенно естественный процесс, это надо понимать. В этот период очень ярко проявляются особенности характера ребенка. Кто-то из детей замыкается в себе, а кто-то демонстрирует весь свой темперамент. Начинает прыгать, бегать, кричать. Некоторые говорят о том, что это повышенная агрессивность, гиперактивность это оттого, что ребенок почуял свободу.

Как помочь ребенку войти в вашу семью?

Эмоциональную близость между вами и новым ребенком вам помогут создать:
- совместные игры, занятия с ребенком;

-совместные дела по дому;

- беседы, разговоры на интересующие его темы;

-предоставление ребенку возможности выслушать его, понять его проблемы, проникнуться его интересами (какими бы незначительными они вам не казались, для ребенка все значимо);

-поддержка, когда он расстроен; ухаживание, когда он плохо себя чувствует или когда болен.

Привыкший и немного освоившийся ребенок, начинает демонстрировать несколько иное поведение, чаще всего нежелательное для окружающих.

Проблемы в поведении, как бы ужасны они ни были, обычно являются проявлением внутренних чувств. Это может быть ненадлежащее выражение чувств, когда ребенок, испытывающий тоску, печаль и грусть, страх и одиночество, становится агрессивным, отказывается повиноваться, проявляет вспышки гнева. Обычно это происходит тогда, когда ребенок чего-то хочет или ему что-то нужно. Невозможность получить желаемое и неспособность выразить по этому поводу недовольство приводят к подобным проявлениям.

Когда ребенок находится в таком состоянии, он с трудом реагирует на увещевания, поэтому попытки взрослого спокойно обсудить его поведение не увенчиваются успехом. Если ребенок не представляет опасности для себя и окружающих, лучше всего на время оставить его, пока он не успокоится (взять тайм-аут). Когда он успокоился, с ним надо спокойно поговорить об иных способах выражения своего негодования.

Основные принципы регулирования поведения ребенка.

Попадая в семью, первое время ребенок демонстрирует достаточно приемлемое поведение. Он с удовольствием выполняет все требования, охотно принимает все указания, откликается на просьбы (медовый месяц). Это время самое благоприятное для установления контакта. Именно сейчас его знакомят с режимом дня, с правилами поведения в семье.

Несколько советов, знание которых поможет выбрать правильную тактику в регулировании поведения ребенка.

*                  Учить, а не искоренять. Правило поведения должно четко указывать на то, ребенок должен делать, вместо того, чтобы заострять внимание на том, чего он не должен делать. Вместо запрета (нельзя…) употребить такое правило, в котором названо, что нужно делать (надо…). Только в тех случаях, когда это невозможно, тогда правило поведения необходимо сформулировать в форме запрета (Нельзя зажигать газ).

*                  Язык правила должен быть понятен всем. Формулируя правила поведения важно использовать язык понятный ребенку, и не употреблять трудных слов.

*                  Объясняйте, зачем нужны правила. Предпочтительно, чтобы правило исходило из интересов ребенка. Если интересы ребенка нечетко отражены в данном правиле, оно должно исходить из интересов других членов семьи.

*                  Правила должны быть гибкими. Если правило не оправдывает себя, его быстро заменяют другим.

*                  В этот период важно дать ребенку понять, что его здесь ждали, к его появлению готовились все члены семьи.

Когда «ничего не хочется»

Вообще, практически поголовная беда всех детей из учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей – неумение себя занимать. Вы им – «пойдем в театр, в музей», а они – «не хочу, лучше дома телек посмотрю…» Иногда придется развлекать и культурную программу «вдалбливать» насильно, но с учетом их интересов и наклонностей. Просто потому, что у них чаще всего опыта такого нет, и они не представляют, что поход в тот же музей может иметь для них интерес. Идти лучше всего туда, где не только посмотреть можно, но и пощупать что-то. И на спектакли для начала желательно водить такие, где ребенок сам активно вовлечен в процесс, а не только смотрит на сцену. Если этим заинтересовать, то затем они в более серьезные спектакли и музеи  пойдут легко. Но, с другой стороны, с культурной программой тоже не стоит перебарщивать. Избыток впечатлений для ребёнка может быть порой даже вреден, они перевозбуждаются или быстро устают, капризничают. Лучше иной раз чем-нибудь позаниматься с ребенком дома или просто погулять и позаниматься спортом.

НО: если вы не будете с тем же конструктором бросать ребенка «на произвол судьбы», а будете это делать вместе с ним, то сфокусировать его внимание на этом будет легче. Поэтому еще одно правило – если вы берете ребенка на выходные, забудьте об отдыхе — им надо заниматься постоянно, по крайней мере, до тех пор, пока у него не сформируются те или иные навыки самостоятельности (а это будет очень не скоро).

свернуть

Памятка для родителей «В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья»

развернуть

Памятка для родителей

«В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья»

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.

Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

 

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Изображение

Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

ИзображениеЧто касается самих родителей – не забывайте о себе! Деперссия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера! Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка.

Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.

Изображение

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.

Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.

 

 

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:

 

Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

Изображение

 

Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

 

Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

 

Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

 

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

 

Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

 

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

 

Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

 

Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

 

Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

 

Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.

 

Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

 

Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.

 

Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

 

Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

 

Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

 

Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.

 

Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

 

Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

Изображение

Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.

Изображение

Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.

 

Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

свернуть

Рекомендации психолога по выявлению признаков суицидального поведения

развернуть

Признаки  суицидального поведения у подростков

• Уход в себяСтремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.

• Капризность, привередливостьКаждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

• Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

• Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

• Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.

• Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

• Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

• Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

• Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни - это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).

• Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.

свернуть

Взаимодействие с аутичными детьми

развернуть

 

Из практики работы с аутичными детьми известно, что в ус­тановлении контакта с ними может быть полезно использова­ние так называемой приманки, т. е. предмета, обладающего для ребенка высокой привлекательностью. Общение с ребенком по поводу такого предмета может быть успешным. Внешние про­явления ориентировочного поведения у аутичных детей могут быть искажены. Тем не менее, адресуя ребенку положительно значимый для него стимул, можно уло­вить признаки возникшей ориентировочной реакции и потреб­ность в исследовательских действиях. Прежде всего это направ­ленность взгляда на актуальный объект. Взор ребенка может быть устойчиво и длительно направленным, а может быть сколь­зящим и вновь возвращающимся к объекту. Возможны также поворот корпуса, перемещение тела в сторону объекта, протя­гивание рук к нему.

Рекомендации:

      1. Неэффективно разбивать задания для детей с РАС, состоящие из ряда пос­ледовательных действий, на этапы, так как это усугубляет раз­витие реакции негативизма. Более удачный подход заключает­ся в формулировании ребенку общей задачи.

      2. Словесная просьба может быть выполнена в том случае, когда взрослый сумеет предупредить этой просьбой заведомо известные ему действия ребенка, которые наиболее вероятны в последующий момент. Этим способом несложно овладеть, изу­чив привычки и характерные особенности поведения ребенка в различных ситуациях.

     3. Существенную роль в преодолении коммуникативного ба­рьера при негативизме играет ослабление фиксации внимания ребенка на моменте общения. Побуждение к действию соче­тается с преднамеренным отвлечением внимания ребенка от требуемого действия, которое осуществляется как бы, между прочим, нечаянно. Ослабление фиксации внимания ребенка на общении может быть достигнуто также с помо­щью противоречивых инструкций. Взаимоисключающие друг друга просьбы вводят ребенка в состояние, близкое к запредельному торможению. При грубом использовании это­го приема ребенок действует как автомат, а при более осто­рожном — наблюдается эмоционально положительное отно­шение ребенка к такой ситуации.

      4. Если нет конкретной возможности преодоления или смяг­чения негативизма в данный момент, лучше не застревать на этой неблагополучной ситуации, повторно обращаясь с просьба­ми к ребенку. Действия взрослого должны быть по возможнос­ти виртуозными и без неоправданных задержек и незаполнен­ных смыслом пауз. Часто такая пауза сводит на нет тот сиюми­нутный контакт, который был установлен в предыдущий мо­мент общения.

свернуть

Рекомендации родителям по развитию дружелюбия ребенка

развернуть

Рекомендации родителям

по развитию дружелюбия ребенка

Развитие дружелюбия у ребенка – важная задача, которая влияет на его социальную адаптацию и общение с окружающими.

1.Будьте примером. Дети часто копируют поведение взрослых. Покажите своему ребенку, как вести себя дружелюбно, проявлять терпимость и уважение к окружающим.

2.Обучайте эмпатии. Развивайте у ребенка способность постигать чувства других. Расскажите о том, какие могут быть переживания у других детей, и научите выражать сочувствие.

3.Поощряйте социальные навыки. Организуйте для ребенка возможность общения с детьми своего возраста. Поощряйте его участие в коллективных мероприятиях, играх и спортивных мероприятиях.

4.Учите уважению. Объясните ребенку важность уважения к мнению и чувствам других людей. Учите его слушать и проявлять интерес к другим.

5.Поддерживайте дружеские отношения. Поощряйте ребенка поддерживать и развивать свои дружеские отношения. Обсуждайте с ним, какие качества являются важными для хороших друзей.

6.Развивайте коммуникативные навыки. Помогайте ребенку развивать навыки общения, в том числе умение слушать и выражать свои мысли.

7.Играйте вместе. Учите ребенка играть в команде, делиться игрушками и сладостями, проявлять терпение и идти на компромисс.

8.Обсуждайте чувства. Регулярно беседуйте с ребенком о его чувствах и чувствах других людей. Это поможет ему лучше понимать мир вокруг и строить более гармоничные отношения.

9.Не навязывайте дружбу. Помните, что каждый ребенок уникален, и у него есть свои предпочтения в выборе друзей. Не навязывайте дружбу, но поощряйте открытость к новым знакомствам.

10.Будьте поддержкой. Важно, чтобы ребенок знал, что он может обратиться к вам за поддержкой и советом в отношениях с другими детьми.

Помните, что развитие дружелюбия – процесс, требующий времени и терпения. Поддерживайте ребенка, учите его понимать и ценить других, и вы увидите положительные изменения в его социальных навыках.

свернуть

Рекомендации родителям по преодолению школьной тревожности

развернуть

Рекомендации родителям

по преодолению школьной тревожности

Преодоление школьной тревожности у ребенка требует внимания и поддержки со стороны родителей.

1.Установите открытую коммуникацию. Будьте открытым и дружелюбным с ребенком. Создайте атмосферу, в которой он чувствует, что может свободно разговаривать о своих чувствах и беспокойствах.

2.Поговорите с ребенком о причинах его тревоги. Это может быть связано с учебой, отношениями с одноклассниками, страхом перед контрольными и т.д. Понимание корней проблемы поможет вам лучше поддерживать ребенка.

3.Помогайте ребенку развивать позитивное мышление. Поощряйте его фокусироваться на положительных аспектах, а не на том, что может пойти не так.

4.Установите регулярный распорядок дня, который включает в себя достаточно времени для отдыха, сна и учебы. Предсказуемость и стабильность могут снизить уровень тревожности.

5.Помогайте ребенку в выполнении учебных заданий. Если у него возникают трудности, предоставьте дополнительную помощь или найдите ресурсы для поддержки.

6.Обсудите с учителями ребенка ситуации в школе, которые могут вызывать тревогу. Возможно, учитель сможет предложить стратегии поддержки в классной обстановке.

7.Развивайте вместе с ребенком навыки релаксации, такие как глубокое дыхание, медитация или простые упражнения по снижению стресса.

8.Способствуйте социальной активности ребенка и его встречам с друзьями. У крепких дружеских отношений может быть положительное воздействие на уровень школьной тревожности.

9.Регулярно интересуйтесь днем ребенка в школе. Будьте готовы выслушать его впечатления и обсудить возникающие проблемы.

10.Если тревожность ребенка становится серьезной, обратитесь за помощью к школьному психологу. Он может предоставить дополнительную поддержку и стратегии преодоления тревоги.

Помните, что каждый ребенок уникален, и подход к преодолению тревожности может потребовать терпения и индивидуального подхода.

свернуть
поделиться в:
Президент Республики Беларусь https://president.gov.by/ru
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь https://pravo.by/
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь http://качество-услуг.бел/